Помеха справа — кто должен уступить?

Немало шофёров волнует вопрос о действии одной дорожной нормы — нормы ПДД так называемой «правой руки». Это беспокоит и путает водителей, которые только недавно сели за руль. На практике же данное правило дорожного движения считается одним из простейших.

За счёт его действия езда на трассе становится более безопасной. Достаточно один раз подробно разобраться в нём, чтобы потом избавиться от путаницы. Однако не всегда нужно придерживаться принципу «правой руки» — некоторые водители не знают его, поэтому таких лучше лишний раз пропустить для собственной безопасности.

Определение согласно правил ПДД

ПДД — помеха справа — в законах написано довольно-таки необычно. Точного упоминания нет, однако оно прописано во многих пунктах свода правил ПДД. Например:

  1. Водитель, совершая манипуляции на дороге при перестройке из одной полосы на другую, обязуется пропускать машины, которые едут справа без изменения полосы и которые совершают обоюдное перестроение.
  2. Если на перекрёстках нет специальных знаков или светофора и если нет специальных правил на этот счёт, то шофёр обязан пропустить шофёра по правую свою руку.
  3. На равнозначных пересечениях.

Это основополагающие знания, которые требуются каждому автовладельцу. Но это не всё. Существуют ещё некоторые установленные нюансы, которые также должны быть в багаже знаний для безопасной езды.

Действие «Правой руки»

В данной ситуации правило «правой руки» может быть действительным как с равнозначными перекрёстками, так и с некоторым размещением главной дороги. Чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть самые часто встречающиеся вариации проезда.

Равнозначный перекресток

Помеха справа на Т-перекрестке

Довольно-таки лёгкая вариация — на перекрёстке, на котором не имеется каких-либо знаков, подъезжает автомобиль. В такой ситуации его попросту надо пропустить.

Правило действительно, если вы хотите поехать прямо или свернуть налево.  Если предстоит поворот в правую сторону, то пропуск возможен только при пересечении траекторий.

Из всего сказанного выше следует понять, что при езде по равнозначным трассам владелец авто пропускает ту машину, которая располагается по правой стороне.

Одним из сложнейших вариаций считается встреча на равнозначном перекрёстке 4-х автомобилей, которые намереваются продолжить езду прямо. По сути, они помеха друг для друга. Однако решение этой проблемы не такое уж и затруднительное: сначала проезжает один водитель из всех четырёх. Обозначается это при помощи жестов или фар. Стоит одному из них проехать, как потом последуют и остальные, придерживаясь принципа часовой стрелки.

При наличии знака «Главная дорога»

Помеха справа и знак главная дорога

Уже более сложная вариация встречается, когда присутствует знак «Главная дорога», которая влияет на направление. В реальности это всё кажется намного проще.

Правило «правой руки» действительно лишь в тех случаях, когда главная дорога уходит в правую сторону. Тогда шофёр, который намеревается поехать либо прямо, либо налево, обязан пропустить автомобиль, который, собственно, едет по главной дороге.

Т-образный перекресток

Многие шофёры, порой даже с немаленьким стажем, сталкиваются с одной дилеммой: действует ли принцип «правой руки» на Т-образном перекрёстке. В действительности данный вид перекрёстка и, соответственно, движение на нём не отклоняется от прописанных правил. Движение на нём ровно такое же, какое и на равнозначном.

Отличием Т-образного является плохая видимость, поэтому проезжать следует с особой осторожностью.

Важно: подъезжая к перекрёстку, водитель должен всегда смотреть по всем сторонам, чтобы остановиться, когда другой водитель не желает пропускать. Если вызывает затруднение случай, когда не знаешь, кого пропускать, то лучше пропускать автолюбителей, находящихся справа.

Если вы сами собираетесь повернуть направо, то тогда смотреть по сторонам необязательно, потому что в данном случае водителей справа попросту не будет.

При перестроении

Возьмём иной случай, который нередко случается на трассах ­— это перестроение. Здесь лучше применить правило ПДД, а именно «помеха справа». Чтобы лучше обозначить ситуацию, приведём пример.

Правило правой руки при перестроении

Есть трасса, у которой имеется две полосы в одну сторону. По первой полосе и по второй совершают движение две машины. Если шофёр, который изначально совершал движение по левой стороне, захочет переместиться на другую сторону, то ему следует задействовать правый поворотник  и пропустить машину, которая изначально ехала по второй полосе.

В другом случае, более проблематичном, перестроение совершается обоюдно. В первую очередь перестраивается водитель, движущийся справа. После того, как его манёвр будет произведён, второе авто может проделать те же манипуляции. Естественно, при условии, что не будет дополнительных помех.

Важно: если вы желаете перестроиться слева направо, то для начала необходимо проверить, есть ли какие-либо помехи справа. Придерживаясь, этого правила, вы снизите шанс наступления аварии. Попутное авто может располагаться в так называемой мёртвой зоне, поэтому делать резких манипуляций не рекомендуется, чтобы не было проблем ни у вас, ни у других автовладельцев.

Важно: обгон с правой стороны строго настрого производить воспрещается!

Когда правило не действует?

Бывают такие ситуации, когда правило попросту не применяется. Это зависит от ряда иных прописанных норм.

Помеха справа и регулируемом перекрестке

Следует рассмотреть ситуации согласно ПДД, когда помеха справа, по сути, и не является помехой:

  • Светофор/знаки приоритета. В данной ситуации смотреть на так называемые помехи не требуется. На практике потоки на подобных участках дороги расходятся по сторонам, дабы избежать возникновения пробок.
  • Водитель должен знать, что он обязан в любой ситуации пропускать трамвай. Трамвай считается особым видом транспорта со своими привилегиями.
  • Машины со специальными сигналами. Если едет автомобиль с включёнными сигналами, то независимо от того, какой свет на светофоре, кто где располагается, эта машина всегда должна проехать вперёд без преграждений. Если вы помешаете такому авто, то вам не избежать штрафа.

На практике данное правило не всегда применяется. Бывают ситуации, когда надо соблюдать исключения из прописанных законом норм из ПДД.

Видео пример


Ссылка на основную публикацию